. Через что нужно пройти белорусским стартаперам, чтобы попасть на Kickstarter.
Через что нужно пройти белорусским стартаперам, чтобы попасть на Kickstarter.

Через что нужно пройти белорусским стартаперам, чтобы попасть на Kickstarter

Недавно белорусский проект Lord of Poker (многопользовательская ролевая покерная онлайн-игра) вышел на краундфандинговую платформу Kickstarter. Помимо привлечения финансирования, размещение дает широкий охват аудитории. Но белорусских проектов на платформе – единицы. О том, как нашим стартаперам удалось выйти на Kickstarter, рассказывает сооснователь проекта Александр Петух.

– Я и соавтор идеи Александр Бернат с детства увлекались компьютерными играми. Я работал менеджером по рекламе, Александр – в прошлом профессиональный игрок в покер.

Год назад мы собрали команду, чтобы создать первую в мире многопользовательскую ролевую покерную онлайн-игру. Основная ее идея – в объединении на первый взгляд не соединяющихся жанров: онлайн-покера и ролевой игры.

Скриншот игры Lord of Poker. Материал предоставлен автором

Постепенно нам удалось привлечь в проект ряд специалистов из различных сфер: художника-дизайнера, композитора, видео-продюсера, видео-аниматора, веб-разработчиков, юриста и других. Всего 12 человек.

Почему краудфандинг

Краудфандинг – это в нашем духе. Это главенство идеи, объединяющей вокруг себя неравнодушных людей. Нас привлекает возможность получить безвозмездное финансирование и продвижение, которые дает площадка.

Год назад мы выходили с проектом на белорусской краудфандинговой площадке Ulej.by. Тогда она только-только появилась, а наш концепт был совсем сырой. Но нам хотелось принять участие, чтобы отметиться в числе первых. Мы установили сумму в размере $65 000 в эквиваленте. Собрать ее, к сожалению, не удалось.

Думаю, у нас в Беларуси культура краудфандинга пока слабо развита и собирать крупные суммы проблематично. Однако аудитория и суммы сборов на площадке заметно увеличились за год, поэтому ситуация будет улучшаться.

Дальнейший выбор площадки Kickstarter был для нас очевиден: это самая крупная краудфандинговая платформа, что повышает шансы проекта на успех и работает на имидж.

Кому может быть полезен Kickstarter

В первую очередь я бы назвал сферу ИТ, в частности – разработку компьютерных игр. Но попробовать заявить о себе могут проекты из совершенно разных сфер.

Недавно кампанию на Kickstarter успешно завершили наши соотечественники – группа Stary Olsa. Они собрали около $30 000 на запись нового альбома и в этом году отправятся в тур по США.

Фото с сайта staryolsa.com

Вероятно, могла бы «зайти» и легкая промышленность, часы. Последних довольно много на Kickstarter. А у нас как раз есть целый завод! Осталось лишь придумать оригинальный концепт, создать яркую презентацию – и можно смело штурмовать западный рынок.

Скриншот с сайта kickstarter.com

Но, если серьезно, появиться на этой площадке очень сложно. Лишь десятке команд из нашей страны удалось выйти на эту площадку и только нескольким удалось достигнуть успеха.

Разобравшись в том, что надо сделать для старта краундфандинговой кампании, я могу сказать: скорее всего, белорусским командам просто недостаточно мотивации. Мы сформулировали 3 основных сложности и расскажем, как с ними справлялись.

Сложность 1. Kickstarter недоступен для резидентов Беларуси

Регистрируя проект, невозможно в качестве своей страны указать Беларусь. Конечно, можно нажать на любую страну, но в дальнейшем необходимо предоставить банковские реквизиты «одобренной» страны для зачисления собранных денег. Причем, если для зачисления средств можно указать корпоративный счет, то утверждать проект перед публикацией и предоставлять свои контактные данные должен обязательно резидент-физическое лицо.

Фото с сайта propertymanagementinsider.com

Есть два известных нам выхода: либо искать резидента страны, либо регистрировать компанию.

Учитывая количество белорусов, выехавших в США, найти человека, который сможет «поручиться» за проект своими личными данными, несложно. Это не влечет каких-либо последствий. Но в случае успешной кампании он получит деньги, и это вопрос доверия между всеми.

Кроме того, после определенной суммы существенное значение приобретают налоги, которые в США для физических лиц могут составить до 50%. Также в случае получения денег физическим лицом проблематичным выглядит перевод денег в Беларусь законным путем. Из указанных соображений мы решили открыть в США юридическое лицо – корпорацию.

Открыть компанию можно «под ключ» через американскую юридическую фирму, стоит это $500-3 500. Чтобы правильно общаться с заокеанскими юристам и соблюсти все тонкости нашего законодательства, мы дополнительно привлекли в команду юриста.

Сложность 2. Высокая конкуренция требует тщательной подготовки

На момент публикации на сайте активны, помимо нашего, 155 проектов в одной только категории «видеоигры». Чтобы конкурировать с лучшими иностранными проектами, нужен качественный продукт. Для Kickstarter таким продуктом (особенно в случае отсутствия прототипа) является презентация проекта. Бэкеры (люди, которые дают финансирование на Kickstarter, от английского «to back» – поддержать) должны видеть, во что вкладывают.

Мы смотрели, как выглядят презентации успешных кампаний – в основном, это либо демонстрация прототипа, либо сайт и обязательно видеоролик. Как правило, это прямо прямо-таки мини-фильмы.

Исходя из этой структуры, мы показали начальный игровой арт (картинки из будущей игры) – часть карты игрового мира, игровых персонажей и несколько игровых столов.

Скриншот игры Lord of Poker. Материал предоставлен автором

Наш музыкальный продюсер написал саундтрек к игре – это не в такой мере «обязательная» вещь, как видеоролик, но, безусловно, украшает проект и придает ему больше веса в глазах бэкеров.

И, хотя мы все более или менее знаем английский, мы все равно обратились за помощью к другу из США, чтобы описание «зазвучало» для носителей языка естественно.

Сложность 3. Продвижение в США

Рекламировать себя на западном рынке, не имея в этом опыта и хорошего знания английского языка, будет крайне трудно.

Фото с сайта bikepost.ru

Мы разделили этап продвижения на «до» и «после» запуска кампании.

1. До запуска. Площадка дает возможность практически неограниченное время размещать «черновик» проекта. Это может быть уже полностью готовая презентация в открытом доступе, но без возможности внести туда деньги.

Этот период желательно использовать для построения сообществ в социальных сетях.

Настоящим открытием для нас стал форум Reddit. Рекомендуем этот портал всем потенциальным соискателям на Kickstarter.

  • Для продвижения будет полезен и отдельный сайт проекта за пределами Kickstarter. Считается, что сайт должен быть «продающим»
  • Несмотря на социальную и «идейную» составляющую краудфандинга, каждый бэкер хочет получить ту или иную «награду» за поддержку проекта на стадии, когда готового продукта еще нет. «Награды» нужно хорошо продумать с точки зрения привлекательности для аудитории, к тому же их уже нельзя будет отменить

Мы объявили конкурс: тому, кто приведет больше всего денег в кампанию, мы предложим стать одним из нейтральных персонажей в некоторых внутриигровых локациях.

Фото с сайта vc.ru

2. После запуска продвижение главным образом – это общение с бэкерами и непрерывный поиск новых. Мы общаемся со СМИ и на форумах, ведем страницы в социальных сетях.

  • Сначала мы обратились к американскому PR-агентству, которое специализируется, по их словам, на краудфандинге. Судя по всему, это была ошибка. Они не разместили наш пресс-релиз в крупных и нужных нам СМИ, а просто разослали его по своей базе. Агентство не привлекло бэкеров.

Нам казалось, что их работа будет более клиентоориентированной. Но видимо, за $600 в США такого не бывает.

  • Тогда мы составили свою базу из релевантных (покерных и игровых) ресурсов, западных блогеров, которые пишут об играх – всего около 300 ресурсов. И рассылали им питчи (описание проектов). Конверсия с нашей рассылки составила примерно 5-10%
  • Пробовали закупать таргетинговую рекламу в Facebook, Twitter, YouTube. В ходе тестов поняли, что такая реклама с краудфандингом не работает

Фото с сайта wikihow.com

  • Создали свою ветку на форуме Reddit. Это лучше делать заранее, а не по ходу кампании. Инструмент может быть крайне полезным. Например, там нам рассказали, что идея игры в карты с применением магии есть в романе американского автора Тима Пауэрса.

Мы с его книгами были незнакомы, но смогли связаться с автором через Facebook и теперь ждем его комментарии относительно нашего концепта.

Предварительные результаты

В общей сложности подготовка к кампании заняла у нас около года. Работа не прекращается и после запуска проекта.

Фото с сайта danvernonphotography.com

В режиме реального времени мы можем наблюдать, какую реакцию вызывает проект, общаться с заинтересованными людьми, вносить изменения в проект и многое другое. Это захватывающая, очень интересная и тяжелая работа.

Всем этим занимается 5-6 членов команды. Порой приходится подключать остальных. Работать в таком режиме действительно трудно. На время проведения кампании (в нашем случае это 41 день) нужно постоянно находиться онлайн, не расстраиваться неудачам и верить в успех. Думаем, что без сплоченной и разной по своим умениям и навыкам команды добиться успеха на Kickstarter невозможно.

За 11 дней мы собрали всего чуть более 2% от целевой суммы. Это, скажем так, не самая радужная статистика. Но важно понять: Kickstarter – это не только собранная или не собранная сумма, но и внимание со стороны аудитории. Проект получил хороший отклик в покерных и игровых СМИ и блогах. Нами интересуется все больше людей, мы обсуждаем возможности развития проекта с потенциальными инвесторами и партнерами.

Мы провели 4 собеседования с разработчиками, которые готовы влиться в нашу команду – и что-то мне подсказывает, что это только начало.

Фото с сайта linkedin.com

Наконец, буквально на днях с нами связался покерный игрок мирового уровня Александр Дрейфус, который развивает собственные проекты, направленные на сближение покера и eSports: проект GlobalPokerLeague и онлайн-игру Holdem X. С последней, кстати, наш проект часто сравнивают.

Напоследок дам совет тем, кто хотел бы привлечь инвестиции через краундфандинг:

Не надо стесняться нести свои идеи людям и просить на их реализацию деньги. Сейчас мир переворачивается подобно песочным часам. И если раньше в мире было недостаточно денег, то сейчас он нуждается в концептуально новых, порой даже безумных идеях. Откройтесь миру, и мир откроется вам.

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎
Шрифт: