Без кейворда
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Пацифизм – это не идеология, а реакция свободного человека на проявления милитаризма.
Пацифизм – это не идеология, а реакция свободного человека на проявления милитаризма. ( В помощь тем, кто отказывается от военной службы)Мне часто говорят, что я пацифист.Напомню, что слово это было придумано в начале ХХ века специально для обозначения участников конгрессов мира, которые ставили задачей создать международные механизмы ( например, третейские суды), которые позволяли бы предотвращать военные конфликты между странами или минимизировать последствия ведения военных действий . Со временем слово поменяло свое значение и стало обозначать более широкое понятие, суть которого – что человек против войны, против расширения трат на войну против службы в армии, против любых способов подготовки к войне, против оправдания войны под видом справедливых целей и и тд ит пСемантика вещь интересная.Как ни обращайся к толковым словарям, но у людей помимо словарей есть еще и ассоциативный ряд к слову. И слово «пацифист» часто у людей вызывает ассоциации со знаком «пацифик», который появился в конце 1950 –ых, распространился в 1960 -70 –ых изначально как знак против ядерного оружия, а затем уже стал знаком пацифизма.У многих ассоциации – хиппи, «мы за мир!», образ такого немного « не от мира сего» человека, что-то маргинальное.Парадокс. Если спросить любого человека – «А Вы за мир?» Вряд ли сегодня найдется человек , который скажет «Не, я за войну». Ну это все равно, что спросить у человека : «Вы за добро или за зло?»Сегодня и знак «пацифик» стал элементом массовой культуры, приобрел даже противоположный смысл: не в смысле «за войну», а в том смысле, что из области социального протеста перешел в область гламура. Его помещают на предметы одежды, ну как цветочки или сердечки.И дистанция между такой картинкой с пацификом и пацифизмом в его широком понимании такая же, как между картинкой «лайк» «В контакте» и сердцем как органом.Все это не могло не повлиять на восприятие слова «пацифист». Постепенно, слово это приобрело, как ни парадоксально, некоторый отрицательный оттенок. В ряде случаев пацифизм вообще ассоциируется с «задвигом» левой интеллигенции, чем то маргинальным, способом продемонстрировать свою инакость любыми средствами.И все-таки, в силу того, что сегодня я веду деятельность с целью продвижения сознательного отказа от военной службы, - именно так назвала бы я то, чем занимаюсь, - я задаю себе вопрос: а что, собственно, такое – пацифизм? Парадокс заключается еще и в том, что если рассматривать нерелигиозных отказчиков от военной службы- я их называю «светскими», иногда их называют «идейными» или «идеологическими, но более точного перевода, чем «сознательные отказчики», мне кажется, найти трудно,- так вот, если рассматривать аргументацию отказа от военной службы среди таких, как иногда говорят, «обычных» ребят, то она почти никогда не имеет в основе сугубо пацифистские воззрения. Даже если человек и пишет о пацифизме в своем заявлении, то возникает ощущение, что это не более, чем то, как многие в советское время писали сочинения – некоторые штампы, которыми принято было писать. Более того, даже если человек действительно разделяет пацифистские воззрения, не они являются главным побудителем совершить отказ от военной службы, хотя по большому счеты мотивы , которые побуждают нас отказываться от военной службы и то, что делает нас сторонниками пацифистских взглядов имеет общие истоки.И все –таки что такое пацифизм как взгляды? Пацифистские взгляды – это не самостоятельная идеология или мировоззрение, а скорее реакция на милитаризм во всех его проявлениях. Неприятие милитаризма. Не думаю, что для неприятия милитаризма надо быть адептом какой-то идеологии. Любому нормальному человеку неприемлемо, например, жестокое обращение с животными или грубое обращение с детьми. И даже если человек занимается проблемой профессионально – например, психолог или зоозащитник, вряд ли можно говорить о создании специальной идеологии гуманного отношения. Те , конечно, может существовать такая идеология, например, веганство, но под нее не попадают все, кто придерживается взглядов, что нельзя мучить животных, например. Любому, например, неприятно хамское поведение в транспорте или когда в общественных местах ругаются матом или от человека дурно пахнет, потому что он не моется. Но никому же не придет в голову говорить, что он придерживается идеологии принятия душа.Мне кажется, что одна из ловушек милитаризма - а современная идеология органов власти, общепринятые взгляды, безусловно, содержат в себе милитаризм как способ мышления – это попытка загнать пацифизм в прокрустово ложе идеологии и мифов. Ну- ка, расскажите – ка , какие –такие убеждения у вас, которые мешают проходить военную службу. Ну- ка сформулируйте свою идеологическую позицию. А идеология, как известно, включает в себя и систему взглядов, и систему мифов. Я бы сказала, что это попытка вывести спор на ту поляну, на которой милитаризм , в отличие от пацифизма, чувствует себя как рыба в воде. Эта идеологическая поляна – там есть свои цветочки и ягодки (идеологемы, мифы, свой дискурс)Как отмечал О.Ю.Пленков в своей монографии «Мифы нации против мифов демократии», правые мифы, мифология национализма всегда пышнее и богаче, чем левые мифы, мифология либерализма и демократии. Правые мифы всегда связаны с прошлым, а левые мифы устремлены в будущее. Так и тут. Идеология милитаризма в своем арсенале располагает идеологемами, которые опираются на представления о героизме, романтике, стереотипах мужественности, фронтового братства, чувство идентичности, патриотизма. Особенностью милитаризма как идеологии, милитаристского мышления является то, что он все время меняется и приобретает разные лики ( или маски). Пацифизм , как мне кажется, существует как реакция на эти новые лики- маски. Я настойчиво советую почитать статьи Якова Кротова , объединенные под названием «Духовные основы милитаризма», особенно часть «Маски милитаризма». Потому что, не понимая, что такое милитаризм, невозможно понять и что такое пацифизм.В одном из текстов, Яков Кротов очень четко сформулировал суть : Милитаризм противостоит не пацифизму, милитаризм противостоит Свободе.Пацифизм – это человеческая , - в лучшем смысле этого слова ,- реакция на проявление милитаризма. Милитаризм ведет войны и в данный момент невозможно полностью остановить эти войны, - тогда пацифизм настаивает на том, чтобы были договоренности, которые позволяли бы спасать раненных, не пытать пленных, те хоть как то защитить людей, в том числе участников военных конфликтов от проявления особой жестокости. Милитаризм разжигает конфликты между странами и народами а пацифизм говорит, что надо попробовать учредить организации, институты, которые позволяли бы вести переговоры, пытаться урегулировать спор , не довести его до военного столкновения. Милитаризм под маской межнациональных конфликтов может вести войну бесконечно на истребление . Пацифизм говорит, что необходимы войска миротворцев, которые будут разделять враждующие стороны и предотвращать конфликт таким образом.Милитаризм говорит, что все мужчины должны пройти военную подготовку, службу в армии по призыву. Пацифизм говорит о праве на отказ от военной службы по убеждениям совести. Милитаризм говорит, что теперь будет не призывать людей в армию, а привлекать их туда специальной системой бонусов. Пацифизм говорит – не заманивайте людей в армию обещаниями бонусов, они должны, прежде всего, понимать, что их ждет в армии, в том числе в случае военных действий, для которых предназначена армия.Все эти идеи были в арсенале политического пацифизма еще в период его оформления в конце 19 – начале 20 века. Все эти идеи в той или иной форме были воплощены. Насколько удачно – это вопрос. Очевидно, что трудность реализации многих идей пацифизма связана именно с противодействием милитаризма.Милитаризм говорит : «Хочешь мира – готовься к войне» и не только требует постоянного обновления вооружения, но настаивает на том, чтобы молодежь служила в армии, готовилась к службе с ранней юности, изучала основы военного дела. Пацифизм против милитаризации молодежи, против обязательной военной службы и вообще против того, чтобы создавался культ армии.
Чтобы понять, что такое пацифизм, надо почувствовать, что такое его противоположность - милитаризм. Парадокс в том, что долгое время слово это было ругательным, зато то, что оно означает вполне приветствовалось. Апологеты советского милитаризма , например, себя считали борцами за мир, а не милитаристами. Несмотря на то, что Советского Союза уже давно нет, и выросло поколение, родившееся уже в РФ, язык милитаризма постсоветского удивительным образом напоминает своего предшественника.Пацифист с удовольствием не был бы пацифистом, а занимался бы своими делами, если бы милитаризм своим зловонным дыханием не отравлял воздух совсем рядом, не дурманил бы головы подросткам своими мифами о том, как это круто в армии послужить, что это очень нужно и полезно, что все дураки, а мы самые смелые. Пацифист, наверное , никогда бы и не узнал, что он пацифист, если бы милитаризм не махал своей народной дубиной пропаганды со всех включенных в сеть приборов, нанося тяжелые травмы неподготовленным гражданам. И еще. Пацифист почти всегда в меньшинстве. Когда вокруг «рашизм- крымнашизм» и бредни про «украинских фашистов», пацифист понимает, что это тоже маски милитаризма. И когда милитаристы говорят, что они хотят мира, пацифист прекрасно понимает, что они действительно хотят мира, причем всего и желательно сразу, и чтобы в этом мире все было правильно, т.е по- ихнему.Так что пацифизм – это не идеология, а реакция , а пацифист- это не идентификация, а тот, кто сейчас реагирует на проявление милитаризма. Это как антифашист.
Я наблюдала забавную картину, как председатель призывной комиссии говорит молодому человеку: ну перечислите, пожалуйста, четко и по пунктам, какие именно убеждения не позволяют вам брать в руки оружие. Они думают, что есть какие-то специальные исключительные идеологемы, они когда-то читали о пацифизме и ожидают, что сейчас будут говорить про ненасилие, невозможность брать в руки оружие, все то ,что у Толстого в «Войне и мире» старый князь Болконский с пренебрежением охарактеризовал как «бабьи бредни» . А мне хочется ответить на такую фразу монологом«Понимаете, единственная причина моего пацифизма – это существование таких вот людей как Вы, уважаемый председатель призывной комиссии. Людей, которые считают, что можно и должно готовить молодежь со школьной скамьи к службе в армии, что можно и должно заниматься военно-патриотическим воспитанием людей, что можно и должно приглашать людей на призывную комиссию и думать, что Вы решаете судьбу человека ( призвать или не призвать), что можно и должно эксплуатировать память о человеческой трагедии - о войне с целью самоутверждения или утверждения своих идей, что можно и должно обрушивать на зрителя дубину пропагандисткой войны с экрана ТВ ( возможно, что и сами они жертвы систематических ударов этой дубины). Единственная причина моего пацифизма – это желание противостоять всей этой лжи милитаризма, который кровь из носу почему-то хочет загнать меня и других молодых людей в армию, который считает службу в армии априорно чем-то положительным, но при этом никто ни разу не привел убедительных доводов, почему это хорошо. Единственная причина моего пацифизма – это мышление таких людей как Вы, которые несвободны и пугаются любого проявления Свободы. И при слове Свобода, словно заклинание, начинают повторять слова Гегеля, выученные на уроках диалектического материализма ( составной части марксизма советского разлива) о том, что свобода – это осознанная необходимость, и побыстрее переходят от диамата к автомату. Я смею утверждать, что Вы, уважаемый председатель, несвободный человек, потому что только несвободный человек может мириться с тем, что его руками творится насилие. Только несвободный человек оправдывает свое соучастие во зле тем, что он ничего не может изменить.Если же Вы делаете это не от нехватки свободы, а осознанно, то тем хуже. Единственная причина моего пацифизма – это стремление таких людей как Вы, прогнать молодых людей через обряд инициации в виде армии. Обряд ради подчинения , ради того, чтобы были как все. Это навязчивая идея милитаризма лежит сегодня в основе сохранения призыва. И декларирование намерений о переходе к армии другой еще не отменяет само по себе культа подчинения, лежащего в основе милитаризма. Вы, наверное, уважаемый председатель призывной комиссии, вместе с участниками ,ожидаете, что я буду говорить, что не могу взять в руки оружие. Мне хочется ответить: нет, от чего же, оружие я могу взять, могу даже зашвырнуть подальше, например, в реку, как это сделал, прежде, чем дезертировать из армии, герой романа Хемингуэя «Прощай, оружие!».Примерно вот так. Такие уж у меня взгляды ( синоним – убеждения)