Без кейворда
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Почему мы любим собак, едим свиней и носим шкуры коров?
Представьте на минутку следующую ситуацию. Вы — гость на изящном званом ужине. Вы сидите в окружении других гостей за пышно накрытым столом. В зале тепло, огонь от свечей трепещет в отражении хрустальных бокалов, ведутся расслабленные беседы. С кухни доносятся аппетитные ароматы изысканных яств. Вы не ели весь день, и в животе у вас бурлит. Наконец, после некоторого ожидания, которое длилось, казалось, целые часы, ваша подруга, закатившая этот пир, появляется из дверей кухни с кастрюлей кипящего пикантного рагу. Комнату заполняют ароматы мяса, пряностей и овощей. Вы накладываете себе щедрую порцию и, проглотив несколько кусочков нежной плоти, просите у подруги рецепт. — С удовольствием расскажу, — говорит она. — Для начала тебе понадобится два с половиной килограмма хорошо маринованного мяса золотистого ретривера, а потом.
Золотистого ретривера? Вероятно, вы замираете с непрожеванным куском во рту, когда понимаете смысл ее слов: мясо у вас во рту — собачье.
Что теперь? Вы продолжаете есть? Или вас выворачивает от осознания того факта, что у вас на тарелке золотистый ретривер, и вы только что отведали какую-то его часть.
Но давайте предположим, что ваша подруга засмеется и скажет, что разыграла вас. Что на самом деле это мясо вовсе не золотистый ретривер, а говядина. Как вы теперь отнесетесь к вашей еде? Полностью ли вернулся к вам аппетит? Сможете ли вы снова вкушать блюдо с тем же энтузиазмом, с каким делали это изначально? …
Что здесь происходит? Почему определенная еда вызывает подобные эмоциональные реакции? Как такое возможно, чтобы пища, названная одним словом, воспринималась в качестве деликатеса, а при другом наименовании становилась практически несъедобной? Главный ингредиент рагу — мясо — на самом деле вообще не изменился. Он как был плотью животного, так ею и остался. Он просто стал — вернее, якобы стал, да и то лишь на мгновение — мясом другого животного. Отчего же у нас столь кардинально различные реакции на говядину и собачатину.
**********Давайте же еще поупражняем воображение. Задумайтесь, без самоцензуры, какие слова приходят вам на ум, когда вы представляете себе собаку. А потом проделайте то же самое, но уже со свиньей. Затем остановитесь и сравните ваши описания этих животных. Замечаете разницу? Когда вы думали о собаке, вы, вероятно, мысленно произнесли слово «милая»? «Верная»? А когда представляли свинью, не крутились ли в вашей голове слова «пот» и «грязь»? Вы не называли свинью «грязной»? Если ваши слова совпадали с теми, что я упомянула, то вы относитесь к большинству.
Я преподаю социологию и психологию в местном университете, и каждый семестр посвящаю один урок вопросу об отношении к животным. Я преподавала тысячам студентов за прошедшие годы, но всякий раз, как мы проделываем упражнение, которое только что проделали с вами, мы получаем аналогичные результаты.
Сначала, так же как и вас, я прошу студентов перечислить характеристики собаки, а потом характеристики свиньи, и составляю на доске список слов по каждому из животных. В случае с собаками стандартные эпитеты включают те, которые я упомянула выше, а также «дружелюбные», «умные», «веселые», «заботливые» и иногда «опасные». Само собой, свиньи не удостаиваются столь лестных характеристик. Они «потные» и «грязные», а также «глупые», «ленивые», «жирные» и «уродливые». Потом я обычно прошу студентов описать их ощущения относительно этих двух видов животных. Опять же, неудивительно, что в основном они положительно оценивают — или даже любят — собак, а вот свиньи им попросту «омерзительны». Наконец, я прошу их описать их взаимоотношения с собаками и свиньями. Собаки — это, разумеется, наши друзья и члены семьи, тогда как свиньи — еда.
К этому моменту студенты уже начинают поглядывать на меня в недоумении, любопытствуя, к чему идет наша беседа. Тогда я задаю кое-какие уточняющие вопросы, проистекающие из их предыдущих заявлений, и мы получаем примерно такие диалоги: — Итак, почему вы утверждаете, что свиньи ленивы? — Потому что они просто валяются днями напролет. — Так делают и свиньи в дикой природе, или только те, кого выращивают на мясо? — Я не знаю. Может, когда они на ферме. — Почему вы считаете, что свиньи на ферме — на агромышленной ферме, если быть точными — лежат без дела? — Может, потому что они в загоне или в клетке. — Почему вы полагаете, что свиньи глупые? — Они просто такие и есть. — Вообще, свиньи считаются даже более умными, чем собаки. (Иногда в этот момент в разговор вступает другой студент, утверждающий, что встречал свиней, или что знает, кого-то, у кого дома свинья живет, как питомец, и подтверждает этот факт одной-двумя историями). — Почему вы утверждаете, что свиньи потные? — У меня нет ответа. — А вы знали, что у свиней вообще нет потовых желез. — И что, все свиньи — уродливые? — Да. — А как насчет поросят? — Поросята миленькие, а свиньи страшные. — Почему вы говорите, что свиньи грязные? — Они валяются в грязи. — Почему они валяются в грязи? — Потому что им нравится грязь. Они грязные. — На самом деле, они валяются в грязи, чтобы охладиться, когда им жарко, поскольку потовых желез у них нет. — А собаки — грязные животные? — Да, иногда. Собаки могут проделывать поистине отвратительные вещи. — Почему же вы не включили слово «грязные» в ваш список по собакам? — Потому что они не всегда грязные. Только иногда. — А свиньи всегда грязные? — Ага, всегда. — Откуда вам это известно? — Потому что они всегда выглядят грязными. — Где вы их наблюдаете? — Я не знаю. На картинках, наверное. — И на всех картинках они грязные? — Нет, не всегда. Свиньи не всегда грязные. — Вы описали собак, как верных, умных и милых животных. Почему вы так их охарактеризовали? Откуда вы это знаете? — Я их видел. — У меня жили собаки. — Я встречала множество собак. (Тут всегда один или несколько студентов рассказывают истории о собаках, которые совершили нечто героическое, умное и прекрасное). — Как насчет собачьих чувств? Откуда вы знаете, что они испытывают эмоции? — Клянусь, моя собака подавлена, когда у меня плохое настроение.— Когда моя собака знает, что сделала что-то не то, у нее всегда на морде это виноватое выражение, и она прячется под кроватью. — Всегда, когда мы отвозим собаку к ветеринару, она трясется от страха. — Наша собака всегда скулила и переставала есть, если видела, что мы пакуем чемоданы, собираясь на каникулы. — Считает ли кто-то из присутствующих возможным, чтобы у собак не было чувств? (Ни одной поднятой руки) — А как насчет свиней? Думаете, у них есть чувства? — Конечно. — Как считаете, они могут испытывать те же эмоции, что и собаки? — Возможно. Я думаю, да. — Вообще, большинство людей этого не знают, но свиньи настолько чувствительны, что в неволе у них развивается невротическое поведение, которое проявляется в самоповреждении. Как вы считаете, свиньи ощущают боль? — Разумеется. Все животные ощущают боль. — Тогда почему мы едим свиней, а не собак? — Потому что свинина лучше на вкус. (смех) — Потому что у собаки есть личность. Нелья есть того, кто наделен личностью. Мы называем их по имени. Они — индивидуумы. — А как вы думаете, свиньи наделены личностями? Они — индивидуумы, как собаки? — Да, наверное, они — личности, если узнать их поближе. — Вы когда-нибудь встречали свиней? (За исключением одного студента, никто не встречал) — Тогда откуда вы почерпнули информацию о свиньях? — Из книг. — Из телевизора. — Из рекламы. — Из фильмов. — Не знаю. От общества, наверное. — По вашему мнению, как бы вы относились к свиньям, если бы знали их, как умных, чувствительных личностей, которые не потные, не ленивые и не прожорливые? Если бы вы познакомились с ними лично, так, как вы знакомы с собаками. — Я бы дико себя чувствовал, если бы стал после этого их есть. Я бы испытывал чувство вины. — Тогда почему мы едим свиней, а не собак? — Потому что свиней выращивают на мясо. — А зачем мы выращиваем свиней на мясо? — Я не знаю. Я никогда об этом не задумывался. Наверное, просто так устроен мир.
Просто так устроен мир. Задумайтесь над этими словами хотя бы на мгновение. Хорошенько задумайтесь. Мы отправляем одних животных к мяснику, одновременно даря нашу любовь и доброту другим, похоже, лишь по той причине, что просто так устроен мир. Когда наше отношение и поведение по отношению к животным столь непоследовательны, и эта непоследовательность не ставится под вопрос, мы можем смело сказать, что живем в обществе абсурда. Потому что это абсурд, когда мы любим собак и едим свиней и не можем объяснить, почему мы так поступаем.