Как отразить в учете приобретение кулера и питьевой воды
Одна из обязанностей работодателя – охранять труд (ст. 223 ТК РФ). Покупка воды для питья или фильтров для её очистки – одно из мероприятий охраны труда. Возникают ли сложности с признанием таких расходов для целей налогообложения?
Ранее Минфин и ФНС разрешали учитывать такие расходы, если у налогоплательщика было заключение Госсанэпиднадзора о непригодности воды в офисе для питья (письма УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 № 19-12/007411, Минфина от 10.06.2010 № 03-03-06/1/406 и от 31.01.2011 № 03-03-06/1/43 и др.). При этом суды были более благосклонны к налогоплательщикам и признавали покупку воды обеспечивающим нормальные условия труда мероприятием, не требуя при этом никаких подтверждений Госсанэпиднадзора (см. постановления Десятого ААС от 29.04.2010 № 10АП-1912/2010, Седьмого ААС от 31.03.2010 № 07АП-1823/10, определение ВАС РФ от 30.05.2008 № 6728/08 и др.).
В последнее время финансисты в своих рекомендациях не говорят об обязательности экспертиз Госсанэпиднадзора (см. письма Минфина от 23.03.2020 № 03-03-07/22134, от 17.07.2017 № 03-03-06/1/45286 и др.). Причина этого – приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н, относящий обеспечение питьевой водой сотрудников к мероприятиям улучшения условий и охраны труда.
Включение расходов на воду при исчислении единого налога
Организациям на ОСН, исчисляющим налог на прибыль, разрешено отнести расходы на воду к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
ИП, применяющие ОСН и уплачивающие НДФЛ, также ориентируются на гл. 25 НК РФ. Поэтому ИП такие расходы может включить в профессиональный налоговый вычет. Минфин соглашается с этим (письма от 09.07.2012 № 03-03-06/1/332, от 21.11.2013 № 03-03-06/1/50213).
А вот организациям на УСН Минфин отказал в праве признания затрат на воду в целях исчисления единого налога. Причина этого – отсутствие расходов на организацию нормальных условий труда в закрытом перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (письмо Минфина от 24.10.2014 № 03-11-06/2/53908). Однако суды принимают сторону налогоплательщиков. Так, в Постановлении ФАС УО от 06.10.2008 № Ф09-7032/08-С3 по делу № А47-15449/05 сказано, что данные расходы (при наличии документального подтверждения) можно учесть при УСН, поскольку они направлены на обеспечение нормальных условий труда.
Если организация не готова рисковать – безопаснее не включать эти расходы при исчислении единого налога.
Купили воду, предоставляем чай-кофе – не возникает ли у сотрудников экономической выгоды? Конечно, да.
Но ст. 41 НК РФ связывает налогооблагаемый доход с персонифицированной выгодой (п. 5 Обзора судебной практики по применению гл. 23 НК РФ от 21.10.2015). Иначе дохода, облагаемого НДФЛ, нет.
Кулер в составе ОС
В составе основных средств кулер можно учесть, если организация:
- планирует использовать кулер более 12 месяцев;
- использует кулер в деятельности, направленной на получение дохода;
- не предполагает последующую перепродажу кулера.
Такие правила установлены пунктами 4 и 5 ПБУ 6/01.
Если кулер включен в состав основных средств, его стоимость списывайте на затраты постепенно через амортизацию. Ежемесячно, начиная со следующего месяца после ввода кулера в эксплуатацию, делайте проводку:
Дебет 23 (25, 26, 91-2…) Кредит 02
– начислена амортизация кулера.
Такой порядок следует из пунктов 17 и 19 ПБУ 6/01 и Инструкции к плану счетов.
Продвижение
Когда основные этапы подготовки производства и доставки мы прошли, мы сделали красивый ролик и запустили рекламу на ТВ и радио. Полностью переделали наш сайт. В рекламу наша компания вложила с 2011 по 2013 около $130 тысяч (включая изготовление рекламного ролика). В конце 2014 года отсняли еще один ролик, посвященный малолитражке. Рекламный бюджет, который мы утвердили с телевизионными каналами, составил 900 миллионов рублей.
Кадр из рекламного ролика. Скриншот с youtube.com
На «Брэнде года», в котором мы участвовали в этом году, получили много советов по своему продвижению и позиционированию от членов жюри, мы к ним прислушаемся, будем больше позиционировать себя как компанию, отличающуюся именно натуральностью воды.
Хотя, честно признаюсь, мы боялись активно себя продвигать и быть брендом вот так сразу. Изначально я не делал ставку на маркетинг только из соображений экономических.
Мы могли получить такой объем клиентов, с которым были бы не в состоянии справиться. Когда резко растут объемы, можно захлебнуться и не успеть вовремя сориентироваться.
Надо очень быстро докупить автомобили, нанять штат водителей, обучить их. До того момента, пока я не увидел, что мы готовы к удовлетворению спроса, активно продукцию свою мы не продвигали.
Новое оборудование. Модернизация помещения. Автопарк
Фото slav.by Установка нового современного оборудования по водоподготовке
включает в себя: станцию обезжелезивания, обеззараживания, умягчения, фильтрации, без которых продукт разливать по бутылкам нельзя (затраты – примерно $35 тысяч).
Тару от 0,33 л до 10 л мы производим сами. Чтобы сделать один тип бутылок, надо самим продумать форму. Для этого нужно было установить оборудование для выдува бутылок
(стоимостью около $100 тысяч). Также было установленооборудование для розлива (затраты – около $250 тысяч).
Чтобы обеспечивать бесперебойный выпуск всех видов продукции, необходимо поддерживать наличие материалов для выдува бутылок, а также пробку, этикетку и т.д. Это тоже требует существенных затрат.
Еще около $400 тысяч ушло в целом на ремонт помещений
: установку отопительного оборудования, укладку стяжек, замену всей электрики, гидроизоляции , капитальный ремонт кровли, утепление и обшивку здания металлопрофилем, асфальтирование всей территории завода и т.д.
Потому как доставка является нашей дополнительной услугой, то, понятно, она должна осуществляться на нормальных машинах. Поэтому я заменил весь автопарк
. Закупил 15 «мерседесов» только на Минск. Всего автопарк по всей республике сегодня насчитывает 25 автомобилей, покупка которых обошлась в €150 тысяч.
Офисы практически все свои, так что на аренду почти не надо тратиться. В регионах аренда складов недорогая: в каждом из шести областных центров, где мы представлены, мы тратим на них в месяц по $500.
Вода для кулера
Бутилированную питьевую воду, которая необходима для работы кулера, примите к учету по стоимости ее приобретения (без учета налогов) и отразите по дебету счета 10 «Материалы» субсчет 10-1 «Сырье и материалы».
Передачу воды в подразделение оформите требованием-накладной по форме М-11 (или актом на списание питьевой воды по самостоятельно разработанной форме). На основании этого документа спишите стоимость воды на затраты:
Дебет 23 (25, 26, 44, 91-2…) Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы»
– списана фактическая себестоимость воды.
Бутыли, в которых поставляется питьевая вода, являются многооборотной (возвратной) тарой. Подробно об учете тары см. Как отразить в учете приобретение материалов (товаров) в таре.
Порядок отражения расходов на приобретение кулера и воды при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.
Телевизоры и музыкальные центры
Пожалуй, самыми спорными предметами офисного хозяйства можно назвать телевизоры и музыкальные центры. С точки зрения налоговиков такое оборудование имеет развлекательную направленность и никак не связано с получением доходов. По этой причине инспекторы отказываются принимать расходы на музыкальные и телевизионные установки.
Но судьи в большинстве случаев встают на сторону налогоплательщиков. Так, ФАС Уральского округа признал, что музыкальный центр приобретен для производственной необходимости, а именно для улучшения условий труда работников. Следовательно, расходы на его приобретение экономически обоснованы (постановление от 03.08.12 № Ф09-6061/12).
В другом судебном решении — в постановлении ФАС Московского округа от 27.06.11 № КА-А40/5826-11 — говорится, что плату по вещание спутникового телевидения можно списать, как расходы на информационные услуги. Причем этот вывод распространяется и на случаи, когда в комплект вещания входят пакеты развлекательного характера, такие как «Суперспорт» или «VIP-кино».
Единственная ситуация, в которой нельзя учесть расходы на ТВ — это размещение телевизора не в офисе, а в жилой квартире. В арбитражной практике есть пример, когда судьи поддержали инспекцию, потому что спутниковая антенна использовалась в квартире директора. И хотя по документам компания арендовала данную квартиру, это не убедило судей в обоснованности затрат (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.11 № А31-4975/2010).
Кулер в составе материалов
Имущество стоимостью не более 40 000 руб. в бухучете можно отражать не в составе основных средств, а в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01). Конкретный лимит стоимости для отнесения имущества к той или иной группе активов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета.
Если стоимость кулера меньше установленной величины, оприходуйте его на счете 10-9. Так же следует поступить и в том случае, если кулер будет использоваться в течение срока, не превышающего 12 месяцев (п. 4 ПБУ 6/01). Тогда приобретение кулера оформляйте и отражайте в бухучете в обычном порядке, предусмотренном для материалов. Подробнее об этом см. Как отразить в учете поступление материалов.
Если кулер принят к учету в составе материалов, то сразу после установки спишите его стоимость на затраты:
Дебет 23 (25, 26, 44, 91-2…) Кредит 10-9
– списана фактическая себестоимость кулера.
Затраты
Водный бизнес очень сложный и денежноемкий. Чтобы вывести его на нужный уровень, надо вложить серьезный капитал.
Миллион долларов – самый необходимый минимум, но и его можно легко потерять.
Надо иметь постоянную поддержку, то есть еще какой-то бизнес, который будет развивать ваше водное дело, пока оно не достигнет самоокупаемости. Мой основной рентабельный бизнес – магазины цифровой фотопечати Fujifilm – дал мне возможность рискнуть.
Те, кто занимался производством «Славной» до меня, были неопытными молодыми ребятами, не имеющими никакого бизнеса до этого. Они просто не оценили масштаб бизнеса, поигрались и все. Инвентаризация всего производства показала, что предыдущие собственники с 2009 года, с момента запуска, не сделали абсолютно ничего для серьезного развития бизнеса. Поставить китайскую линию, налить воду в 19-литровую бутылку может любой человек. Бизнес, тем более водный, так не строится. В результате предыдущие владельцы потеряли свои миллионы.
Чтобы из «Славной»-банкрота сделать «Славную» – прибыльный бизнес, надо было фактически с нуля организовывать и реконструировать все производство. Подготовку можно разделить на несколько этапов.
Коротко об НДС
В завершение коснемся порядка начисления и уплаты НДС по операциям приобретения питьевой воды и кулеров.
Во-первых, если фирма покупает их для обеспечения нормальных условий труда сотрудников, входной НДС можно принять к вычету. Если, конечно, есть правильно оформленные счета-фактуры (подп. 1 п. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ).
Во-вторых, поскольку приобретение питьевой воды предназначено для обеспечения нормальных условий труда, объекта налогообложения по НДС в виде безвозмездной передачи товара в данном случае не возникает. ( п. 1 ст. 39 НК РФ). Значит, налог начислять не нужно.
Спортивный инвентарь
Некоторые работодатели отводят отдельные помещения под комнаты отдыха и психологической разгрузки. В этих комнатах нередко устанавливают тренажеры, бильярдные столы и прочее спортивное оборудование. Чаще всего такие объекты подходят под критерии основных средств, и налогоплательщики начисляют на них амортизацию.
Проверяющие традиционно утверждают, будто расходы на амортизацию беговых дорожек, велотренажеров и другого спортинвентаря нельзя отразить в налоговом учете по причине производственной необоснованности. Но суды встают на сторону организаций и признают, что амортизационные отчисления по тренажерам можно списать на уменьшение облагаемой прибыли (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 05.09.11 № Ф09-5411/11 и ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.12 № А18-1371/2011).
* СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача от 26.09.01 № 24.
Добыча минеральной воды
Можно сказать, что если договориться о добыче минеральной воды — то это готово почти полдела. Это сложная процедура, так как деятельность относится к пищевой промышленности и требует соблюдения множества норм, получение разрешений. Важно действовать по букве закона при бурении, а потом и при розливе готовой продукции.
Необходимо, чтобы участок, на котором бурится скважина (или уже расположена) был в частной собственности у хозяина бизнеса или оформлен в аренду. Причем срок аренды должен быть достаточно большим (в районе 50 лет).
Если же доступа к своей скважине нет, но желание открыть бизнес по розливу минеральной воды большое, то можно договориться о поставках сырья. После, его самостоятельно очищать и фасовать в тару, доставлять в торговые сети и продавать. Но такой вариант считается очень дорогостоящим, так как приносит большие расходы. А перенасыщенность рынка не позволит существенно повышать цену готовой продукции.
При строительстве скважины потребуется усилить стенки колодца металлическими трубами, а также закупить насосное оборудование. Его цена может быть разной. Самые дешевые образцы (преимущественно, отечественного производства) начинаются от 20 тысяч рублей.
Более дорогие заводы из Германии, Италии, Франции, США могут реализовывать свою продукцию по 200 тысяч рублей и больше. Сюда еще не включается стоимость установки и создание инженерных коммуникаций.