. Конспект урока обучения грамоте; Звук и буква Чч; (1 класс)
Конспект урока обучения грамоте; Звук и буква Чч; (1 класс)

Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Чч" (1 класс)

Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком ч’, буквами Ч, ч, развития речи, памяти, логического мышления:

- развивать фонематический слух учащихся,

-способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;

- воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;

- формировать навык самоконтроля;

- создать условия благоприятного психологического климата.

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Устанавливают, что звук ч’ всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение многозначных слов

Личностные результаты

Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук ч’.

Коммуникативные: формирование умений:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласный звук ч’, мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; многозначные слова

Образовательные ресурсы

Предметные картинки, счетные палочки

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

Познавательные:

Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.

Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.

Регулятивные: формирование умений:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: формирование умений:

договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.

Личностные : понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения: урок – практикум

Ведущий вид деятельности: индивидуальная, фронтальная

Методы работы: иллюстративно-словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Предполагаемый контроль: самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.

Этапы урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

II . Постановка учебной задачи

III . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

I . Орг. момент: (релаксация). Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и гостей.

Долгожданный дан звонок,

Начинается … урок!(ответ детей)

Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки)

Настрой на урок Упражнение на релаксацию

Закройте глаза, представьте себя на берегу лесной речки. Плещется вода в реке, где-то стрекочет кузнечик, кукушка считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Начинаем урок.

II . Введение в тему урока.

Годы идут, а они не растут. Как тех братцев зовут?

Двенадцать братьевДруг за другом бродят,Друг друга не обходят. (месяцы )

Прошло семь дней –

Конец и ей. (Неделя)

- Какая тема объединяет эти загадки? (время)

- Как вы понимаете слово время?

- Какой предмет помогает людям определить время? (часы)

- Поднимите руку кто уже умеет определять время по часам?

К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если на уроке на какое-то время отвлечётесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете неудобно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что ответить.

Я надеюсь, что вы будете ценить время и не отвлекаться на уроках

Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу?

А на следующий день вы познакомились с первым школьным учебником. Как он называется? («Азбука»)

Прошло время, и вы полностью изучили содержание первой части «Азбуки».

- Посчитайте, сколько всего букв вы изучили? (20)

- Сколько среди них гласных? Назовите их.

- Когда буквы Я, Е обозначают два звука?

- Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука?

- Сколько согласных? Назовите их. Что вы знаете о согласных?

Разделите слова на 2 группы: 1 – где буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука; 2 - обозначают два звука

Слайд 4 Проверка

Определите сколько букв и сколько звуков в словах

- Какие согласные бывают только звонкими?

Вот мы и повторили всё, что вы узнали пока работали по первой части Азбуки.

мотивационная готовность к учебной деятельности

- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

IV . Постановка целей и определение темы урока

– Ребята, я предлагаю вам сыграть со мной игру «Я беру тебя с собой». В моём чемодане есть предметы, я буду их называть, а вы отгадайте по какому признаку я их вместе собираю?

(чайник, чемодан, чучело, чашка, часы)

- они начинаются на [ч]

-Молодцы, угадали. Тогда добавьте мне ещё предметы.

- Ребята, а как вы думаете, почему эти предметы пожаловали к нам сегодня?

-будем знакомиться со звуком [ч] и буквой.

- Какие цели поставим перед собой?

V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

III. Изучение нового материала.

Слайд 11, 12, 13, 14, 15

Отгадайте загадку:

Я скачу и молчу.Упаду, не закричу.Мне не нужен даже врач. Угадайте, кто я?

Проведите звуко-буквенный анализ слова мяч, часы (выберите схему к слову)

Звук ч’всегда мягкий, твёрдым в русском языке он не бывает.

Звук ч’обозначается буквами Чч.

На что похожа буква ч?

Чтение слогов

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение контролировать и оценивать свои действия.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Все мы встали поиграть.

И попрыгаем скорей,

Чтобы стало веселей.

Ветер дует сильный, сильный

И качается сосна.

Нам зарядка помогает

Быть здоровыми всегда.

V. Первичное закрепление

Работа в парах .

- Прочитайте слова.( Чита, Челябинск)

- Может быть кто – нибудь знает эти названия? Это города России.

- Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на доске? Сравните свою работу с доской.

Игра на внимание «Любопытный» Я задаю вопросы, а вы отвечаете словом, которое начинается со звука ч:

-Где рубашка? (в чемодане)

- Где стрелки? ( в часах)

- Где ложка? (в чашке)

- Где чай? (в чайнике)

- Кто в клетке? (чижик)

- Кто над морем? (чайки)

- Кто в песке? (черепахи)

- Что в лесу? (черника)

- Что в саду? (черешня)

-Какой день недели?(четверг)

-Кто в земле? (червяк) -и т.д. (можно предложить детям придумать вопросы, чтоб ответ начинался на данный звук, задаёт ряд ряду)

р- Кто живёт в сказке? (Чебурашка, Чипполино)

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение контролировать действия партнера;

- формируем умение контролировать и оценивать свои действия.

VI. Усвоение новых знаний

V . Усвоение новых знаний.

- Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ].

Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса!

- Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч. Давайте проверим, все ли слова вы назвали.

(чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса)

- умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение контролировать и оценивать свои действия.

Закрепление.

VI . Работа в паре

Смайлик принес вам текст. Как вы думаете, какое задание он вам хочет дать?

(Прочитать, подчеркнуть слова с буквой ч, посчитать и написать сколько их )

Ач оч уч ыч ич ча чо чу чи че

Чак чон чуд чит леч ряч меч буч

Пич счу члы чга чко рче вчи чпу

Часы матч пачка почта очки

На-сту-пил ве-чер. МА-ма при-го- то- ви- ла вкус-ны-е пон-чи-ки. Че-бу-ре-ки и мо-лоч-ко с чер-нич-ным по-вид-лом.све-та и па-па встре-ча-ют де-ду-лю и ба-бу-лю. Се-год-ня у нас ча-е-пи-ти-е!

, но работать будем в паре. Давайте вспомним правила, по которым нам надо учиться работать в паре. Выполняют и проверяют по эталону. У какой пары также? У кого 1 ошибка, две…

Молодцы, потрудились все, я вас хочу за это поблагодарить

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- умение контролировать и оценивать свои действия.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- С какой буквой мы познакомились сегодня?

- Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]?

- Мы учились писать буквы Ч,ч. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми.

– Какое за­дание показалось наиболее интересным?

– А какое задание заставило задуматься?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

- Каким словом вы бы назвали наше путешествие: чудесное, чрезвычайно интересное, очень трудное, чересчур сложное?

Психологическая оценка настроения учащихся при помощи смайликов

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎
Шрифт: