Разработка урока музыки в 3 классе на тему"Болат Сарыбаев вернул потерянные инструменты"
Расширить знания учащихся о возрождении традиционной казахской музыки и древних инструментов. Познакомить с деятельностью музыканта-инструментоведа Болата Сарыбаева.
Развивать вокально-хоровые навыки при исполнении попевок, канонов, песен. Воспитывать любовь к классической и народной музыке.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Планируемые результаты
Предметные результаты: знать названия древних казахских народных инструментов, знать о творчестве инструментоведа Б.Сарыбаева.
Личностные результаты: показать слушательскую культуру, иметь хороший музыкальный вкус.
Системно-деятельностные результаты: умение сочинять рассказы и сказки о музыке.
Материальное обеспечение урока:
Для учителя: CD-проигрыватель, CD-диски, портреты Б.Сарыбаева, Д.Нурпеисовой, иллюстрации музыкальных инструментов.
Для учащихся: учебник, тетрадь.
Межпредметные связи: история Казахстана, познание мира, ИЗО, литературное чтение.
Планирование деятельности:
- Повторение пройденной темы. Слушание «К?ш керуен» Н.Тлендиева. Исполнение песни М.Омарова «?нші балапан». Выставка макетов музыкальных инструментов.
- Беседа о Б.Ш. Сарыбаеве.
- Разучивание песни С.Южаниной «Семь цветов у радуги».
Ход урока
- Организационный момент: музыкальное приветствие.
Проверка готовности к уроку.
- Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке вы познакомились с личностью Болата Шамгалиевича Сарыбаева, который внес большой вклад в дело возрождения традиций казахской музыки и древних инструментов, собрал коллекцию, затем создал музей древних музыкальных инструментов.
- Повторение пройденной темы.
Прежде чем познакомиться с личностью Болата Шамгалиевича Сарыбаева, давайте вспомним о реконструкции древних инструментов.
Звучит музыка Н.Тлендиева «К?ш керуен»
- Как называется эта музыка? Какие музыкальные инструменты вы услышали? Как вернулись к жизни эти древние инструменты?
- Что делает реконструктор, чтобы восстановить музыкальный инструмент?
- Какие легенды, сказки известны вам о древних инструментах?
Исполнение песни «?нші балапан» М.Омарова на слова К.Казыбекова.
Передать голосом настроение и песенно-танцевальный характер песни.
- Раскрытие темы урока.
На прошлом уроке мы говорили о реконструкции древних музыкальных инструментов, о мастерах-реконструкторах в общем.
Сегодня мы узнаем о личности человека, посвятившего всю свою жизнь поиску, восстановлению и возвращению к жизни старинных музыкальных инструментов. Его имя – Болат Шамгалиевич Сарыбаев (портрет). Он не только возрождал музыкальные инструменты, но и знакомил соотечественников с замечательным прошлым казахской культуры. Болат Сарыбаев родился в семье интеллегента, основателя казахского пединститута Ш.Х.Сарыбаева.
Кто повлиял на его выбор профессии, вы узнаете из учебника.
- Кто же повлиял на выбор профессии Б.Сарыбаева?
- Кем была Дина Нурпеисова? Что подарила Дина Сарыбаеву? Какие напутственные слова она сказала ему при этом?
Показать портрет Дины Нурпеисовой.
Б.Сарыбаев навсегда запомнил слова Д.Нурпеисовой и решил посвятить свою жизнь возрождению национальной культуры. Он учился в Алматинской консерватории, а после ее окончания там же работал.
В результате поисков казахских народных инструментов Б.Сарыбаев обнаружил шанкобыз, сыбызгы, саз-сырнай, ускирик, шертер и жетыген.
Показ инструментов или их иллюстраций. В многочисленных поездках и экспедициях он встречался с исполнителями и мастерами, видел редкие образцы инструментов, записывал рассказы стариков, объяснения, как они их изготавливают. Постепенно у Б.Сарыбаева сложилась коллекция музыкальных инструментов, на основе которой был создан музей. Он обучал студентов, работал с мастерами, часто выезжал в экспедиции. График работы Сарыбаева был расписан по минутам. Не оставалось свободного времени. Он старался многое успеть сделать.
Начатое Б.Сарыбаевым дело продолжается и в наши дни. Идет реконструкция музыкальных инструментов, воспитываются исполнители, организовываются новые фольклорные ансамбли и оркестры. Профессионально работают музыкальные мастера Оргазы Бейсембаев, Абузар Аухадиев.
Молодые музыканты овладевают игрой на шертере, трехструнной домбре, сыбызгы, кылкобызе, шанкобызе, асатаяке. Благодаря деятельности Сарыбаева, возродились древние обычаи и обряды, старинные кюи и музыкальные инструменты.
Запиши в тетрадь: Болат Сарыбаев, Дина Нурпеисова, Оргазы Бейсембаев, Абузар Аухадиев.
Б. Сарыбаев посвятил свою жизнь возрождению музыки, музыкальных инструментов. Без музыки невозможно представить жизнь на земле: «На земле для нашей радости вечно Музыка живет».
Эти слова взяты из песни С.Южаниной, на стихи поэта М.Пляцковского «Семь цветов у радуги». Послушаем и разучим эту песню.
- О чем она?
- С чем сравниваются звуки музыки?
- Подберите подходящие слова к характеру песни.
- Как нужно исполнять куплет песни и припев?
Разучивание песни «Семь цветов у радуги».
Попробуем исполнить песню не только хором, но и с солистом, поручив ему исполнение куплета.
- Что нового вносит в исполнение песни солист?
- Закрепление темы и подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что сделал Б.Сарыбаев для своего народа? Какие музыкальные инструменты он обнаружил?
- Какой факт из жизни музыковеда особо запомнился?
- Продолжается ли в наши дни дело, начатое Б.Сарыбаевым?
- Продолжи предложение: «Если бы на Земле не было музыки, то … .»
Оценки за урок: Зайкина Алема – 5
Жандосова Асем – 5
Валь Надежда – 5
Мальгина Кристина - 4
Мыльников Константин – 4
Мыльникова Милена - 4
Миллер Владимир – 4
Гердт Марина – 4
- Домашнее задание.
Сочините историю о том, как был возвращен людям давно всеми забытый музыкальный инструмент. Сделайте рисунок к песне «Семь цветов у радуги»