. Разработка урока музыки в 3 классе на тему Болат Сарыбаев вернул потерянные инструменты
Разработка урока музыки в 3 классе на тему Болат Сарыбаев вернул потерянные инструменты

Разработка урока музыки в 3 классе на тему"Болат Сарыбаев вернул потерянные инструменты"

Расширить знания учащихся о возрождении традиционной казахской музыки и древних инструментов. Познакомить с деятельностью музыканта-инструментоведа Болата Сарыбаева.

Развивать вокально-хоровые навыки при исполнении попевок, канонов, песен. Воспитывать любовь к классической и народной музыке.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Планируемые результаты

Предметные результаты: знать названия древних казахских народных инструментов, знать о творчестве инструментоведа Б.Сарыбаева.

Личностные результаты: показать слушательскую культуру, иметь хороший музыкальный вкус.

Системно-деятельностные результаты: умение сочинять рассказы и сказки о музыке.

Материальное обеспечение урока:

Для учителя: CD-проигрыватель, CD-диски, портреты Б.Сарыбаева, Д.Нурпеисовой, иллюстрации музыкальных инструментов.

Для учащихся: учебник, тетрадь.

Межпредметные связи: история Казахстана, познание мира, ИЗО, литературное чтение.

Планирование деятельности:

  1. Повторение пройденной темы. Слушание «К?ш керуен» Н.Тлендиева. Исполнение песни М.Омарова «?нші балапан». Выставка макетов музыкальных инструментов.
  2. Беседа о Б.Ш. Сарыбаеве.
  3. Разучивание песни С.Южаниной «Семь цветов у радуги».

Ход урока

  1. Организационный момент: музыкальное приветствие.

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке вы познакомились с личностью Болата Шамгалиевича Сарыбаева, который внес большой вклад в дело возрождения традиций казахской музыки и древних инструментов, собрал коллекцию, затем создал музей древних музыкальных инструментов.

  1. Повторение пройденной темы.

Прежде чем познакомиться с личностью Болата Шамгалиевича Сарыбаева, давайте вспомним о реконструкции древних инструментов.

Звучит музыка Н.Тлендиева «К?ш керуен»

  • Как называется эта музыка? Какие музыкальные инструменты вы услышали? Как вернулись к жизни эти древние инструменты?
  • Что делает реконструктор, чтобы восстановить музыкальный инструмент?
  • Какие легенды, сказки известны вам о древних инструментах?

Исполнение песни «?нші балапан» М.Омарова на слова К.Казыбекова.

Передать голосом настроение и песенно-танцевальный характер песни.

  1. Раскрытие темы урока.

На прошлом уроке мы говорили о реконструкции древних музыкальных инструментов, о мастерах-реконструкторах в общем.

Сегодня мы узнаем о личности человека, посвятившего всю свою жизнь поиску, восстановлению и возвращению к жизни старинных музыкальных инструментов. Его имя – Болат Шамгалиевич Сарыбаев (портрет). Он не только возрождал музыкальные инструменты, но и знакомил соотечественников с замечательным прошлым казахской культуры. Болат Сарыбаев родился в семье интеллегента, основателя казахского пединститута Ш.Х.Сарыбаева.

Кто повлиял на его выбор профессии, вы узнаете из учебника.

  • Кто же повлиял на выбор профессии Б.Сарыбаева?
  • Кем была Дина Нурпеисова? Что подарила Дина Сарыбаеву? Какие напутственные слова она сказала ему при этом?

Показать портрет Дины Нурпеисовой.

Б.Сарыбаев навсегда запомнил слова Д.Нурпеисовой и решил посвятить свою жизнь возрождению национальной культуры. Он учился в Алматинской консерватории, а после ее окончания там же работал.

В результате поисков казахских народных инструментов Б.Сарыбаев обнаружил шанкобыз, сыбызгы, саз-сырнай, ускирик, шертер и жетыген.

Показ инструментов или их иллюстраций. В многочисленных поездках и экспедициях он встречался с исполнителями и мастерами, видел редкие образцы инструментов, записывал рассказы стариков, объяснения, как они их изготавливают. Постепенно у Б.Сарыбаева сложилась коллекция музыкальных инструментов, на основе которой был создан музей. Он обучал студентов, работал с мастерами, часто выезжал в экспедиции. График работы Сарыбаева был расписан по минутам. Не оставалось свободного времени. Он старался многое успеть сделать.

Начатое Б.Сарыбаевым дело продолжается и в наши дни. Идет реконструкция музыкальных инструментов, воспитываются исполнители, организовываются новые фольклорные ансамбли и оркестры. Профессионально работают музыкальные мастера Оргазы Бейсембаев, Абузар Аухадиев.

Молодые музыканты овладевают игрой на шертере, трехструнной домбре, сыбызгы, кылкобызе, шанкобызе, асатаяке. Благодаря деятельности Сарыбаева, возродились древние обычаи и обряды, старинные кюи и музыкальные инструменты.

Запиши в тетрадь: Болат Сарыбаев, Дина Нурпеисова, Оргазы Бейсембаев, Абузар Аухадиев.

Б. Сарыбаев посвятил свою жизнь возрождению музыки, музыкальных инструментов. Без музыки невозможно представить жизнь на земле: «На земле для нашей радости вечно Музыка живет».

Эти слова взяты из песни С.Южаниной, на стихи поэта М.Пляцковского «Семь цветов у радуги». Послушаем и разучим эту песню.

  • О чем она?
  • С чем сравниваются звуки музыки?
  • Подберите подходящие слова к характеру песни.
  • Как нужно исполнять куплет песни и припев?

Разучивание песни «Семь цветов у радуги».

Попробуем исполнить песню не только хором, но и с солистом, поручив ему исполнение куплета.

  • Что нового вносит в исполнение песни солист?
  1. Закрепление темы и подведение итогов урока.
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что сделал Б.Сарыбаев для своего народа? Какие музыкальные инструменты он обнаружил?
  • Какой факт из жизни музыковеда особо запомнился?
  • Продолжается ли в наши дни дело, начатое Б.Сарыбаевым?
  • Продолжи предложение: «Если бы на Земле не было музыки, то … .»

Оценки за урок: Зайкина Алема – 5

Жандосова Асем – 5

Валь Надежда – 5

Мальгина Кристина - 4

Мыльников Константин – 4

Мыльникова Милена - 4

Миллер Владимир – 4

Гердт Марина – 4

  1. Домашнее задание.

Сочините историю о том, как был возвращен людям давно всеми забытый музыкальный инструмент. Сделайте рисунок к песне «Семь цветов у радуги»

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎
Шрифт: